Игры, которые должны умереть. Call of Duty
Все хорошее имеет свойство когда-нибудь заканчиваться, и серии компьютерных игр в данном случае не исключение. Эпоха второй половины нулевых ознаменовалась тем, что качественных «одиночных» игр стало меньше, а серии, начавшиеся максимально успешно, обзаводились сиквелами, приквелами, пре-сиквелами и пост-приквелами. Венцом этой тенденции я считаю Assassin’s creed и Call of Duty. Эти игры стали синонимами конвейера не сразу, ибо начало было положено весьма дельное. Но у всего бывает спад: в Ubisoft он начался с…. Кстати, а какая игра была раньше… они же их теперь каждый год клепают… Вот, а в Activision спад начался с концом ветки Modern Warfare. Дальше становится только хуже.
Остановимся сегодня на Call of Duty. Разные разработчики, разные эпохи, разные ветки, один издатель. За последние десять лет «колда» прошла путь от хорошего линейного шутера про Вторую Мировую до умопомрачительного как с графической, так и с ценовой точки зрения компьютерного симулятора солдата будущего.
Правда, псевдо-реалистичный вышел симулятор, и сюжет постоянно барахлит, но ведь основная концепция ясна. Для начала разберемся в причинах спада и причин, из-за которых, по моему мнению, Call of Duty должна умереть.
Для начала проясним – к любой серии игр со временем падает интерес. Залог успешных продаж – высокий интерес к игре. Любимая целым поколением Modern Warfare в стиме до сих пор стоит 800 рублей. И, как говорят, активно покупается. Посмотрите на ценник Black Ops II, III – волосы встают дыбом. Как бы ни были низки отзывы о третьей части в том же стиме, игра продается и покупается. Маркетинг у американцев на высоте, нечего сказать.
Просто в Activision вовремя осознали современные тенденции военных шутеров – пора отходить от Второй Мировой, заострить внимание на насущных проблемах терроризма, русских и т.п., выстраивать концепции войн будущего, добавить крутое оружие, которое понравится всем (читай: подросткам), но поставить возрастной ценз, чтобы тем самым привлечь внимание к игре тех же подростков. Добавим сюда качественную графику, Эминема, простые и понятные сюжеты, абсолютную пространственную простоту (любители Battlefield поддержат) и на выходе получим продукт от крупной американской компании, бренд, проверенный годами, игру, название которой помнят миллионы, жанр, популярный во всем мире.
С 2012, если не раньше, Call of Duty – это просто выкачка денег из пользователей. Посмотрите на Black Ops, Ghosts, Advanced Warfare – какая из этих игр вызовет у вас эмоции, сравнимые с Call of Duty 2, Modern Warfare? Думаю, никакая. MW 2 многие полюбили из-за концовки, MW и MW III вообще одиозные игры. Жаль, а ведь когда-то я заигрывался этой серией.
Теперь к «смерти серии».
Во-первых, если бы Activision имела бы хоть каплю совести и не дюжий дух авантюризма, не боясь существенно потерять в прибыли, они бы закрыли серию после MW III. Но так как меркантильность правит бал в современном мире, серию они, понятное дело, не закрыли и не закроют еще ближайшие лет десять. Это ведь огромный доход, готовый бренд, переиначенная несколько раз история, фанаты, вопящие с пеной у рта: «Хочу новую игру!1раз… Калду Скарееейе».
КАЛду, тогда уж. Ничего не имею против взрослых адекватных фанатов Call of Duty, но, скажите мне, какую дурь вы употребляете, чтобы переигрывать в абсолютно однообразные и замыленные игры? У вас и так каждый год новинка! Фанаты Half-Life злобно скалятся, когда вы кичитесь, мол, у нас каждый год новая часть. Нет, друзья. У вас, фанатов Call of Duty, не новая часть, а переработанный комбикорм, с чуть обновленной графикой, может быть, новым движком, другим оружием и «доработанной физикой снаряда». Хочешь физику снаряда, максимально соответствующую реальной – послужи отечеству в армии. Или вы уже…
Во-вторых, Call of Duty тянет за собой многие другие менее популярные шутеры на дно коридорности и линейности. В эпоху расцвета открытого мира нам опять преподносят фальшивку, красивые декорации, миллиард соперников на квадратный километр, которых можете замочить только вы. В 2007 году такой номер проходил. Сейчас начинают возникать серьезные сомнения в эволюции жанра.
Потому что идет тотальная деградация.
Мне нравится Battlefield. Это тоже распиаренный проект, вот только в нем надо действительно разбираться по началу, пользоваться всем пространством. Я считаю лучшей Bad Company 2. Секундочку, какой там год? 2010? Черт возьми, а ведь это значит…
Что мы уже почти шесть лет не видели никакого прогресса в военных шутерах.
Battlefield 3, 4 – это хорошие игры, в духе старых частей. Речь о другом. Дело в том, что сам по себе жанр военного шутера не прогрессирует, а увядает в бессмысленной агонии Call of Duty (в большей степени и в меньше – батлы). На рынке сейчас банально не хватает достойного конкурента, так сказать, привета из будущего, который мог бы перечеркнуть «успехи» калды последних четырех лет и внести свою нескромную лепту в эволюцию жанра шутер.
Но где же им появиться, если никто не выдержит конкуренции с титанами? Medal of honor пал, а сколько еще небольших проектов от европейских и американских разработчиков канули в лету под чутким надзором Activision, «убивших» конкурентов своими деньгами и популярностью?
В-третьих, это скучно. Серьезно, все игры под копирку. То, из-за чего многие любили DOOM, MW, да ту же Half-life, кануло в небытие. Где элемент неожиданности, побуждающий игрока удивляться игре, открывать для себя что-то новое, пугаться, в конце концов. Даже Spec Ops в этом плане достойнее будет. Но зачем создавать замысловатые сюжеты, когда основной аудитории, что вполне оправданно, это не нужно. Кому-то хочется просто разрядиться, снять напряжение, не задумываясь над тем, кто такой Букер и все дела, но существуют ведь и элементарные правила приличия. Даже перевернутая история не спасает сценаристов от краха.
На мой взгляд, чтобы поднять интерес к калде на постсоветском пространстве нужно бы оформить в виде игры одну из книг нобелевского лауреата по литературе прошлого года Светланы Алексиевич. Тут вам и злые русские, и «чернуха», и сложный моральный выбор и диктатура, и терроризм. Я даже название придумал: World at war… уже есть? Тогда Eastern Warfare. Ну или приближенно к оригиналу: Zinc Soldiers.
Резюмируя все вышесказанное, хочу отметить, что пока будет жив конвейер в игропроме – прогресс будет ограничен максимально. Call of Duty – это полюбившийся, иногда даже веселый, паразит эпохи, который должен умереть, чтобы дать дорогу новому поколению. И пусть фанаты кинут в меня лицензионным диском, но я твердо стою на своем – военные шутера стали однообразны, однобоки и праздны, и одной из причин тому является Call of Duty.
«ты сам раб, Моисей, а потому не можешь ступить на Землю Обетованную».
Всем спасибо.